Речной дозор
Молодежное общественное движение «Речной дозор» - проект некоммерческого Фонда «Без рек как без рук», представляющий собой новую форму общественного экологического контроля, осуществлять который смогут молодые люди в разных городах России.
Проект направлен на работу с молодежью с целью экологического просвещения, вовлечение молодых людей в решение экологических проблем регионов в вопросах сохранения водных ресурсов, развитие научно-исследовательской деятельности в области прикладной экологии, стимулирование участия в волонтерской деятельности, воспитание ответственного и бережного отношения к природным богатствам страны, участие в сохранении и восстановлении экосистем рек и водоемов на территории России. Молодые люди участвуют в природоохранной деятельности путем проведения регулярных наблюдений за качеством речной воды.
Региональные отделения «Речного дозора» могут быть развернуты на базе учебных заведений, молодежных общественных объединений, волонтерских организаций. В каждом отряде движения – по 10-12 волонтеров, которых обучают диагностике речной воды и обеспечивают необходимым для проведения мониторинга оборудованием. Юные экологи отбирают пробы воды и проводят анализ качества гидрохимических параметров. Для этого обучают диагностике речной воды и обеспечивают необходимым для проведения мониторинга оборудованием.
Переносные лаборатории, умещающиеся в рюкзак, содержат комплект необходимого оборудования и реактивов для проведения мониторинга основных гидрохимических параметров водоемов, что дает возможность быстро и точно проводить на месте все необходимые анализы, а также вести постоянный мониторинг основных гидрохимических параметров, характеризующих состояние водоемов.
Контроль качества воды во всех города проекта проводится по единой методике и с помощью однотипного оборудования, что сделает результаты, полученные в разных городах, сопоставимыми. Отбор проб воды производится на заранее выбранных площадках на реке на «входе» и «выходе» реки из города еженедельно, желательно два раза в неделю в течение всего года, а после забора пробы анализируются по специальной методике, разработанной специалистами Фонда.
Полученные данные сопоставляются участниками отделения с данными ПДК, и в случае их превышения информация направляется в местные надзорные органы для принятия соответствующих мер и устранения источника угрозы.
Работу регионального (городского) отделения движения «Речной дозор» по эко-мониторингу организуют максимально практично и интересно для молодых людей, а полученные данные могут также быть использованы для исследовательских проектов, курсовых и дипломных работ, научных публикаций, публикаций в СМИ и социальных медиа.
Движение было создано в 2018 году, а в 2019 году проект по созданию отрядов «Речного дозора» на Волге стал победителем конкурса Фонда президентских грантов.
Описание предпринятых действий и использованных методов/механизмов охраны окружающей среды
Мониторинг состояния водных объектов, распространение информации, обращение в органы государственной власти.
Результат действий
Данные всех отрядов «Речного дозора» отражаются на интерактивной карте экологического состояния российских рек.
Правовые комментарии
1. Статья 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В числе прочего граждане имеют право направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране; обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы.
Мониторинг гражданами состояния и загрязнения окружающей среды не относится к деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях и в этой связи лицензированию не подлежит. В связи с этим такие данные могут использоваться только для личного пользования (не могут предоставляться за плату), а также не могут быть использованы в качестве доказательства в суде. Однако полученная информация, в случае выявленного датчиками превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе может быть использована для обращения в контролирующие органы для проведения официальных замеров и проведения проверок.
2. Обращение в органы власти. Согласно положениям статьи 12 Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» общественные объединения и некоммерческие организации имеют право осуществлять деятельность в области охраны окружающей среды, в том числе, обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан.
Зачастую именно такие обращения являются действенным способом защиты экологических прав и применения соответствующих мер к их нарушителям.
Порядок составления и рассмотрения обращений регулируется отдельным Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Закон различает три вида обращений (см. ст. 4 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»):
-
предложение – рекомендация по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
-
заявление – просьба о содействии в реализации прав и свобод либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов;
-
жалоба – просьба о восстановлении или защите нарушенных прав и свобод.
Обращение стоит составлять лаконично с четким изложением фактов и требований. Желательно указывать как можно больше фактов и обстоятельств, например, хронологию событий с указанием дат, описание предыдущих действий и обращений и проч. В случае необходимости в подтверждение своих доводов к письменному обращению прилагаются документы и материалы либо их копии.
Обязательными требованиями к обращению являются наличие в нем наименования государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляется обращение, либо фамилии, имени, отчества соответствующего должностного лица, либо должности соответствующего лица; фамилии, имения, отчества заявителя; почтового адреса, по которому должен быть направлен ответ; изложение сути обращения; личной подписи заявителя; даты.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен еще на 30 дней, о чем гражданин, направивший обращение, обязательно уведомляется.
Могут возникать сложности с определением того, в какой именно орган власти следует направить обращение при обнаружении того или иного правонарушения. В части защиты экологических прав обращение может быть направлено органы исполнительной власти федерального уровня (их территориальные подразделения на уровнях субъектов РФ), в частности, в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (осуществляет функции государственного контроля и надзора в сфере природопользования и охраны окружающей среды), Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства), Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (обеспечивает права граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды путём, в том числе, предоставления информации о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды и ее загрязнении), Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство по недропользованию, Минприроды России. Также обращение может быть направлено в органы исполнительной власти субъектов РФ, которые напрямую занимаются решением местных вопросов по защите окружающей среды (в каждом субъекте своя системы и наименования таких органов власти), - именно они могут наиболее оперативно принять меры к пресечению нарушений. Кроме того, можно обратиться к депутатам законодательных органов власти (в субъектах называемые Думами или Законодательными собраниями), высшим должностным лицам субъектов РФ, а также в прокуратуру.
Если обращение было направлено в орган власти, не уполномоченный на рассмотрение указанных в нем вопросов, такой орган обязан переслать его в течение семи дней в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
В итоге, по результатам заявитель получит ответ, в котором может быть:
-
информация о выявлении нарушения и мерах по его пресечению и наказанию нарушителей;
-
уведомление о направлении обращения на рассмотрение в другой орган, к чьей компетенции относится его рассмотрение;
-
уведомление о продлении срока рассмотрения еще на 30 дней;
-
ответ об отсутствии нарушений действующего законодательства.
Если ответа на обращение в указанный срок не поступило, это повод написать повторное обращение уже в вышестоящий орган или прокуратуру о несоблюдении требований Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Контактная информация
Молодежное общественное движение "Речной дозор"
Сайт: https://rekiruki.ru
Телефон: +7 495 745 22 90 (доб. 111)
E-mail: info@rekiruki.ru
Источник: WWF